Советы по воспитанию — для ответственных инвесторов.
Что общего между стартаперами и детьми

Выстроить правильные отношения в паре инвестор-основатель так же сложно, как создать крепкую семью. Я выработал для себя несколько правил, которые позволяют успешно взаимодействовать начинающим и опытным предпринимателям, — в семье, впрочем, они тоже не помешают.

 

Начало сотрудничества с инвестором обычно полно радости и ликования — компания подняла раунд, впереди большие перспективы, инвесторы и команды нравятся друг другу. Самое сложное в этот момент —настроить основателя на пессимистичный лад. Амбициозный оптимист, жаждущий изменить мир, должен просто поверить опыту инвесторов: «Всё, что может пойти наперекосяк, пойдёт!» У нашей портфельной компании Displair был неплохой бизнес по сдаче в аренду несерийных устройств, проецирующих изображения. Месячный доход составлял около 2 млн рублей. На пике популярности продукта и большого количества предзаказов было решено отказаться от сдачи в аренду и все силы бросить на создание серийного производства. В итоге планы не были реализованы, а бизнес уже утрачен, хотя пара миллионов в месяц в трудный для компании период сохранила бы команду разработчиков и помогла избежать коллапса, который чуть не убил компанию и откатил её на несколько лет назад.

 

Каким бы адекватным и опытным ни казался предприниматель, лучше переводить стартапу деньги траншами под KPI. Разделить на 2 или 3 раза то, что он обещает достичь через 6–9–12 месяцев, и привязать следующие транши к достижению им же запланированных результатов. Все наши портфельные компании, которые развиваются наиболее впечатляющими темпами, а именно RoboCV, RedHelper, Double Data, получили инвестиции траншами под KPI. Не знаю, совпадение это или нет, но команды, которым нужно добиваться конкретных показателей в срок, развиваются эффективнее тех, кто получил все деньги сразу. По нашему портфелю это видно очень чётко. Определённые KPI позволяют держать предпринимателей в рамках заранее согласованной стратегии и сроков. Количество активных пользователей и платящих клиентов, выручка — KPI должны быть чёткими, измеримыми и достижимыми. А деньги — железный аргумент в споре о стратегии и темпах развития.

Читать далее