Повышение цен на спиртное хорошо влияет на здоровье населения, но плохо — на популярность политиков.
Выпьем за Путина! Регулирование алкогольного рынка как инструмент удержания власти
depositphotos.com

Цены на алкоголь, прежде всего на неформальную «жидкую валюту» — водку, и его доступность для населения — это в России вопрос государственной важности. Он влияет на популярность лидеров и устойчивость власти. Попытки государства повлиять на рынок и потребление спиртного не раз приводили к политическим изменениям.

Вчера в России существенно — с 220 до 185 руб. (на 15,9%) снизилась минимальная розничная цена бутылки водки. Водка подешевела после того, как Владимир Путин выступил 24 декабря 2014 г. на совместном заседании Госсовета и Совета по культуре: «…бороться (с алкоголизацией населения. — “Ведомости”) нужно здравыми способами и средствами. Завышение цен на алкогольную продукцию приводит только к увеличению потребления суррогатов». Через пять дней Росалкогольрегулирование распорядилось снизить цены.

Повышение цен на спиртное благотворно сказывается на здоровье населения, но плохо — на популярности политиков, при которых доступ к нему затрудняется. Принудительно протрезвевшие граждане начинают задавать власти неудобные вопросы. Джей Бхатачария, Кристина Гатман и Грант Миллер в статье «Антиалкогольная кампания Горбачева и кризис смертности в России» в приложении к American Economic Journal рассчитали, что антиалкогольная кампания 1985-1988 гг., резко ухудшившая отношение населения к Горбачеву (альтернативных способов организации досуга было тогда немного), сократила ежегодную смертность на 24% и сохранила 1,6 млн жизней. Российский демограф Александр Немцов доказал, что число алкогольных отравлений в 1988 г. по сравнению с 1985 г. уменьшилось в 2,5 раза, а психозов — втрое.

Читать далее