Компания и Роспотребнадзор ведут около сотни судов по санкциям против ресторанов сети.
McDonald’s проверяли и закрывали по поручению правительства
Д. Абрамов/Ведомости

До августа 2014 г., судя по базе арбитражных дел, у Роспотребнадзора не часто появлялись претензии к работе российских структур McDonald's. За предыдущие семь лет ЗАО "Москва-Макдоналдс" и ООО "Макдоналдс", управляющие ресторанами сети в России, судились с ведомством раз 10 и большинство дел выиграли. Внимание Роспотребнадзора к McDonald's росло по мере введения западными странами санкций против России. 6 августа по указу президента Владимира Путина Россия ввела ответные меры, запретив поставки широкого перечня продовольствия из США, Австралии, Канады, Норвегии и стран ЕС. А через пару недель региональные управления Роспотребнадзора стали сообщать о проверках ресторанов сети. При этом утверждалось, что все они носят плановый характер и никак не связаны с санкциями. Тотального плана по проверке ресторанов сети нет, говорила тогда вице-премьер - куратор социального блока Ольга Голодец. Но в итоге было закрыто более десятка ресторанов.

Сейчас проверки закончены, рестораны открыты, но структуры McDonald's фигурируют примерно в 100 исках, связанных с Роспотребнадзором: ведомство привлекает предприятия сети к административной ответственности за нарушения, найденные во время проверок, а "Макдоналдс" такие решения оспаривает.

Судя по материалам дел, проверки были внеплановыми и инициированными "сверху". В постановлении суда по делу, в котором "Макдоналдс" пытается оспорить итоги проверки ресторана в ТЦ "Мега - Теплый Стан", указано, что сотрудники Управления Роспотребнадзора в Троицком и Новомосковском административных округах действовали на основе "приказа Роспотребнадзора от 6 августа "О проведении внеплановых проверок ресторанов быстрого питания "Макдоналдс", изданного во исполнение поручения правительства Российской Федерации от 01 августа". Приказ и поручение упоминаются и в других исках.

Роспотребнадзору давался ряд поручений по контролю за качеством продукции и соблюдению санитарно-эпидемиологических норм в летний период. Скорее всего имеется в виду именно это, объясняет представитель Голодец Алексей Левченко. Он утверждает, что конкретно по проверке "Макдоналдса" поручения не было. Но формально оно и не требуется, если есть, например, жалобы потребителей.

Из судебных материалов видно, что одной из наиболее распространенных претензий к предприятиям "Макдоналдса" было отсутствие в ресторанах централизованной стирки фирменной одежды сотрудников. За это оштрафовали рестораны в Москве, Саратове, Сыктывкаре, Сочи и других городах. "Макдоналдс" же пытается доказать, что униформа не выполняет защитной функции. А раз так, то компания и не обязана вводить спецодежду для сотрудников и соблюдать правила ее использования, в том числе и обеспечивать ее централизованную стирку. Большинство судов пока поддерживает позицию Роспотребнадзора.

Не менее частая претензия (ее получили крупнейшие рестораны сети в Москве) звучит так: "Объемно-планировочные и конструкторские решения помещений не предусматривают последовательности технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья и готовой продукции". Некоторые санитарные нормы не соответствуют современным достижениям индустрии питания, парирует президент McDonald's в России и Центральной Европе Хамзат Хасбулатов (интервью с ним см. на стр. 08). Сырые продукты (например, яйца, зелень), объясняет он, поступают в обработанном виде, поэтому нет необходимости хранить их в отдельных помещениях.

Другая распространенная претензия - к маркировке пищевой продукции. Например, в ресторане на пр-те Мира не было полной информации на русском языке о производителе и импортере продукта на коробке с тортом "Тирамису", на четырех бутылках с сиропом и одной упаковке чая. За этот случай Роспотребнадзор выписал компании штраф в 100 000 руб.

Есть претензии и к самой еде. В некоторых пробах проверяющие нашли несоответствия массовой доли белков, углеводов, а также энергетической ценности заявленным показателям.

А в пробах продукции из некоторых ресторанов, в том числе на Пушкинской пощади, были выявлены бактерии группы кишечной палочки, указывал Роспотребнадзор. За 0,1 г бактерий в двух салатах и фреш-ролле ресторан на Пушкинской был, например, оштрафован на 300 000 руб. "Москва-Макдоналдс" подал апелляцию, суть его доводов пока не известна.

Оспаривая решение о превышении бактерий и микроорганизмов в сэндвичах в одном из ресторанов Екатеринбурга, представитель "Макдоналдса" пытался с помощью фотографий доказать, что сотрудники Роспотребнадзора нарушили порядок отбора проб.

Тара для сбора проб была расположена на полу и не была защищена от загрязнения. Да и в большинстве взятых проб ничего опасного найдено не было, указывал он.

Пищевые отравления, вызванные штаммами кишечной палочки, очень опасны, говорит представитель Роспотребнадзора. В Европе в 2011 г. из-за овощей, загрязненных бактериями группы кишечной палочки, скончались почти два десятка человек и сотни оказались в больнице, напоминает он.

"Макдоналдс" во время проверок всегда отбирает аналогичные пробы и отправляет их на независимую экспертизу. Во всех случаях экспертиза доказывала качество продуктов, говорит Хасбулатов.

"Бактерии кишечной группы содержатся во всех продуктах, но важно учитывать их предельно допустимую концентрацию", - отмечает председатель совета директоров компании "Маркон" (владеет торговой маркой "Стардог!с") Сергей Рак. Если бактерии найдены в упакованной продукции, хранящейся по правилам, то это вина поставщика, а если в готовой - то оператора питания, уточняет он. Справедливости ради нужно добавить, что летом Роспотребнадзор проводил множество проверок мест общественного питания, закрывал множество точек из-за несоответствия санитарным нормам, отмечает Рак.