С момента запуска льготных госпрограмм автокредитования и субсидирования процентной ставки по ипотеке прошло полгода.
Атлант не расправил плечи
Fotolia/Danomyte

Однако говорить о том, что госпрограммы, на которые возлагались большие надежды, смогли существенно повлиять на рынок, не приходится. Портал Банки.ру выяснял, каковы предварительные итоги реализации этих программ и стоит ли их продлевать на 2016 год.

 

Чтобы жилье строилось, а машины ездили

 

Весной 2015 года в России было запущено сразу несколько программ по поддержке кредитования. Эти программы стали конкретными антикризисными мерами. Ключевыми из них являются программа субсидирования ипотечной ставки и льготная программа автокредитования.

 

Госпрограмма субсидирования ипотечного кредитования заработала с 1 марта 2015 года и пока действует до 1 марта 2016-го. В рамках программы банки могут выдавать ипотеку на первичном рынке по ставкам не выше, чем ключевая (на 9 сентября — 11%. — Прим. ред.), плюс 3,5 процентного пункта. Средства, которые недополучают банки за счет льгот заемщикам, им выплачивает государство. На реализацию госпрограммы в федеральном бюджете было выделено 20 млрд рублей. Предполагалось, что общий объем ипотечных кредитов должен составить не более 400 млрд рублей, однако в июле лимит был увеличен до 700 млрд рублей.

 

Условия программы предусматривают кредиты на приобретение жилья в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге размером не более 8 млн рублей, в других регионах — не более 3 млн рублей. Требования к минимальному первоначальному взносу — не менее 20% от стоимости жилья, срок кредитования — до 30 лет. Кредитные организации — участники программы должны делать заявки на сумму не менее 300 млн рублей в месяц.

 

Программа льготного автокредитования стартовала 1 апреля и будет действовать до конца 2015 года. Речь идет о субсидировании государством кредитным организациям 2/3 ключевой ставки ЦБ. Действие программы распространяется на новые легковые и легкие коммерческие автомобили массой до 3,5 тонны и стоимостью не более 1 млн рублей. Кредиты выдаются на срок до трех лет. Объем средств, выделенных на программу из федерального бюджета, составит 1,5 млрд рублей. В Минпромторге рассчитывают, что благодаря программе будет реализовано до 200 тыс. автомобилей. По данным Минпромторга, на начало августа по госпрограмме было продано 103,5 тыс. автомобилей, что составляет около 11% общего объема продаж за семь месяцев 2015 года.

 

От падения спасли, рост не обеспечили

 

Льготные госпрограммы помогли избежать резкого падения рынков автокредитования и ипотечного кредитования, как это было в кризис 2008—2009 годов, отмечают эксперты.

 

Госпрограмма поддержки ипотечного кредитования востребована клиентами, и застройщики оценивают ее положительно, считает директор департамента ипотечного и потребительского кредитования СМП Банка Наталья Коняхина. По ее мнению, восстановление спроса на новостройки началось в марте, когда была запущена программа.

 

По данным RAEX («Эксперт РА»), несмотря на то, что программа действует лишь с марта и распространяется только на приобретение жилья в новостройках, доля льготной ипотеки в выдаче некоторых крупнейших ипотечных банков по итогам первого полугодия 2015 года составила около 15—30%, а у отдельных банков из топ-20 достигала 60—80%.

 

«На текущий момент государственная программа субсидирования ставки обеспечивает 50% выдач на рынке ипотеки. Поэтому можно с уверенностью сказать, что госпрограмма стала драйвером дальнейшего развития ипотечного рынка в России и значительно смягчила его сжатие на фоне сегодняшней экономической ситуации», — считает заместитель директора департамента розничных продуктов Абсолют Банка Антон Павлов.

 

По словам директора центра экономических исследований университета «Синергия» Андрея Коптелова, при существующем падении курса рубля многие считают, что дешевле вложиться в ипотеку по льготной ставке, сохраняя свои деньги в валютном депозите. При этом не исключено, что ситуация вскоре может измениться, ведь уже сейчас многие объекты переоценены и могут принести убытки впоследствии.

 

Впрочем, поддержать рынок на уровне — это одна задача. А вот обеспечить его рост — совсем другая. По словам ведущего аналитика по банковским рейтингам RAEX Максима Истомина, объем выдачи ипотечных кредитов российскими банками в первом полугодии 2015 года сократился на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом 86% в совокупном объеме ипотечных кредитов, выданных в первом полугодии 2015 года, пришлось на долю пяти крупнейших госбанков. А Сбербанк нарастил свою долю с 51% до 66%.

 

По данным коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», на 1 августа 2015 года банки выдали ипотечных кредитов на сумму около 534,7 млрд рублей, что на 42,34% меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года (на 1 августа 2014 года данный показатель составлял 927,23 млрд рублей). «Таким образом, это рекордное снижение выдачи ипотечных кредитов за последние пять лет», — говорит президент «Секвойи» Елена Докучаева. В количественном выражении рынок также просел. По данным агентства, если на 1 августа 2014 года было выдано 538 тыс. 534 ипотечных кредита, то в 2015-м — не более 338 569 кредитов: на 59,06% меньше.

 

«Половина банков, участвующих в программе господдержки, не смогли выдать кредитов на ту сумму, которая была определена как минимальная планка для входа в программу. Поэтому интересны перспективы развития этого рынка и возможности перераспределения лимитов между игроками», — рассуждает Наталья Коняхина.

 

Аналогично оценивается эффект от госпрограммы по льготному автокредитованию. Как рассказал вице-президент автофинансовой компании «Европлан» Александр Михайлов, за семь месяцев компания выдала автокредитов на сумму 1,39 млрд рублей. За аналогичный период 2014 года сумма кредитов составила 3,54 млрд рублей. В первой половине 2015 года рынок потерял 36% продаж. Кредитная доля продаж автомобилей в I квартале не превышала 20% по рынку, указывает Михайлов. «Госпрограмма смогла сократить падение рынка. После ее запуска доля приобретения автомобилей в кредит вернулась к докризисному показателю в 40%», — комментирует вице-президент «Европлана».

 

По словам директора департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрия Белова, с момента запуска госпрограммы в ее рамках в компании было реализовано порядка 45% автомобилей, что помогло увеличить продажи во II квартале 2015 года в сравнении с I кварталом на 23%. Доля авто, проданных в кредит во II квартале 2015 года, составила 44% по сравнению с 43% за аналогичный период прошлого года.

 

Директор по банковским рейтингам RAEX Михаил Доронкин называет основные факторы, влияющие сегодня на рынок автокредитов: значительный рост стоимости автомобилей, прежде всего импортных, на фоне девальвации рубля; повышенные ставки по кредитам, а также устойчивое снижение реальных доходов населения. «Во многом благодаря этой программе банкиры отмечали нехарактерный рост спроса на автомобили в кредит в мае — июне, в традиционно низкий для авторынка сезон. Способствовало росту продаж в кредит и устойчивое укрепление рубля, наблюдавшееся примерно до конца июня», — поясняет Доронкин.

 

Вместе с тем программа не удержала рынок автокредитования от значительного «провала» — за семь месяцев объем выданных кредитов оказался примерно на 40% ниже прошлогодних результатов.

 

По данным Ассоциации европейского бизнеса, за семь месяцев 2015 года в России продано 913 тыс. новых автомобилей, что на 35,3% меньше, чем за аналогичный период 2014 года, а портфель автокредитов на 1 июля 2015 года сократился на 14% к аналогичной дате прошлого года.

 

По данным исследования «Изучение ситуации на российском рынке розничных банковских продуктов» агентства MagramMarket Research, в середине 2015 года наблюдается значительное сокращение доли пользователей всех кредитных банковских продуктов, и автокредиты не являются исключением. Если в середине 2014 года 7% аудитории заявляли об имеющихся автокредитах, то в середине 2015-го — всего 4%.

 

Ожидать ускорения рынка автокредитования до конца года точно не стоит. «Новый виток девальвации российской валюты уже привел к повышению цен рядом автопроизводителей и ускорению инфляции, что, несомненно, негативно отразится на спросе на легковые автомобили даже в рамках программы льготных автокредитов. Влияние процентных ставок по кредитам будет ограниченным: дальнейший потенциал их снижения исчерпан — в условиях высокой волатильности рубля ключевая ставка вряд ли опустится ниже 10%, а текущий уровень ставок остается достаточно высоким для большей части заемщиков», — комментирует Михаил Доронкин. Он прогнозирует, что по итогам 2015 года можно ожидать сокращения объема автокредитования на уровне 35—40%.

 

Продолжать или заканчивать?

 

Чем ближе конец заявленных сроков действия госпрограмм по автокредитованию и субсидированию ипотечной ставки, тем актуальнее становится вопрос об их продлении на весь 2016 год и дольше. В понедельник, 7 сентября, министр строительства и ЖКХ России Михаил Мень заявил журналистам, что субсидирование государством ипотечной ставки в 2016 году может не понадобиться в случае, если ключевая ставка ЦБ будет и дальше снижаться. «Если ключевая ставка понизится до такого уровня, что вмешательство федбюджета и субсидирования ставки не понадобится, то, значит, не будем», — сказал министр.

 

В RAEX соглашаются с его позицией. «Если исходить из неухудшения текущей макроэкономической и геополитической ситуации, мы ожидаем, что к концу года ключевая ставка Банка России закрепится на уровне 10,5—11%, средняя ставка по ипотечным кредитам опустится до уровня 12,5—13%, а в 2016 году сможет снизиться до 12%. Такие условия достаточно комфортны для того, чтобы в 2016 году ипотечный рынок начал рост, и в такой ситуации действительно государственные меры по стимулированию рынка ипотечного кредитования не потребуются», — полагает аналитик RAEX Максим Истомин.

 

Впрочем, ряд экспертов уверяют, что без госпрограмм поддержки рынок кредитования покажет гораздо худшие показатели. Главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин считает, что продление программ льготного автокредитования и субсидирования процентной ставки по ипотеке в 2016 году целесообразно. «Данные меры будут оказывать стимулирующее влияние на строительную отрасль и производство автомобилей в России. Развитие данных отраслей имеет мультипликативный эффект», — говорит Монастыршин, отмечая, что одно дополнительное рабочее место в строительной отрасли и автомобилестроении влечет за собой создание от восьми до 17 рабочих мест в смежных отраслях.

 

Льготные ипотечные программы и программы автокредитования направлены на поддержание данных рынков, но это не конечная цель. Основная цель — поддержка автодилеров и российского автопрома, а также застройщиков, так как данные отрасли являются важными для государства и требуют поддержки в период кризиса, полагает заместитель председателя правления ФГ «БКС» по розничному бизнесу Станислав Новиков.

 

Подобного мнения придерживается и директор Института актуальной экономики Никита Исаев. «Поддержка автопрома несет в себе не только экономическую, но социальную составляющую. Исторически сложилось, что в России автомобильная промышленность сосредоточена в нескольких промышленных центрах. В первую очередь это «АвтоВАЗ» в Тольятти. На предприятии занято более 50 тысяч человек. Остановка производства может привести к катастрофическим последствиям», — считает он.

 

Что касается вопроса поддержки других видов кредитования, по мнению экспертов, реализовать аналогичные госпрограммы в других отраслях тоже было бы целесообразно. «Поддержка рынков через льготные программы кредитования, безусловно, полезнее прямых вливаний финансовых ресурсов в ту или иную отрасль. Активизация внутреннего спроса через субсидирование ставок может помочь авторынку, рынку сельхозпроизводителей и, главное, малому бизнесу», — рассуждает Андрей Коптелов из «Синергии».

 

Однако на практике другие виды кредитования для государства не являются приоритетными. «Поэтому затрачивать большие средства на поддержание рынка потребительского, POS-кредитования или рынка кредитных карт вряд ли целесообразно в нынешней ситуации», — полагает Станислав Новиков. По его словам, мерой по стимулированию развития потребительских кредитов, POS-кредитов, кредитных карт и автокредитов можно считать вступившие в силу с 1 июля 2015 года ограничения на максимальный размер полной стоимости кредита. Это должно привести к уменьшению ставок, что, в свою очередь, способно увеличить объемы кредитования по данным направлениям.

 

Анна БРЫТКОВА, Banki.ru