Его фонд профинансирует модернизацию портовых мощностей на Дальнем Востоке.
ВЭБ нашел рыбное место
Денис Вышинский / Коммерсантъ

Владивостокский морской рыбный порт (ВМРП) получит заем на 1,2 млрд руб. от Фонда развития Дальнего Востока (структура ВЭБа). Это примерно треть финансирования, необходимого порту на строительство холодильно-складского комплекса. Реализация проекта позволит ВМРП увеличить мощности по перевалке рыбы на 250 тыс. тонн в год.

 

Соглашение между Фондом развития Дальнего Востока и ВМРП, по которому последний может получить заем на 1,2 млрд руб., будет подписано сегодня в рамках Восточного экономического форума, рассказало "Ъ" руководство порта. Эти средства пойдут на финансирование строительства холодильно-складского комплекса на территории ВМРП. Комплекс будет обладать вместимостью до 20 тыс. тонн рыбной продукции, его мощность перевалки будет достигать 250 тыс. тонн в год. Сейчас ВМРП использует один холодильник, позволяющий единовременно хранить 15 тыс. тонн. Проект модернизации порта был одобрен еще летом прошлого года: как сообщали тогда местные СМИ, создание новых холодильно-складских мощностей должно позволить увеличить пропускную способность ВМРП по перевалке рыбы до 360 тыс. тонн к 2018 году и до 500 тыс. тонн — к 2020-му. Общая стоимость проекта, по данным представителя фонда, составляет 3,5 млрд руб.

 

ВМРП получит заем сроком на десять лет, процентная ставка будет на уровне минимальной требуемой доходности фонда (около 10,5% годовых), уточнил его представитель. По его словам, соглашение с портом прошло инвесткомитет при совете директоров фонда, но еще не получило одобрения правительственной комиссии. "К сожалению, конъюнктура такова, что привлечение в подобные инфраструктурные проекты частных инвестиций на рыночных условиях затруднено,— прокомментировал соглашение гендиректор фонда Алексей Чекунков.— Фонд, являясь институтом развития и предоставляя финансирование по доступным ставкам на условиях возвратности средств, принимает на себя часть инфраструктурной нагрузки".

 

Источник "Ъ", знакомый с условиями соглашения, говорит, что в него были включены пункты, предусматривающие финансирование строительства заявленных мощностей только при условии, что ВМРП получит статус резидента свободного порта Владивосток, а также право аренды причальной стенки на 49 лет. "Без гарантий сохранения присутствия в порту и доступа к морю инвесторам нет смысла вкладываться в развитие припортовой инфраструктуры, а для фонда отсутствие таких гарантий — слишком высокий риск не вернуть средства",— отмечает акционер ВМРП Денис Сарана.

 

Реализация проекта ВМРП будет способствовать решению проблемы нехватки холодильных мощностей на Дальнем Востоке, с которой в прошлом году столкнулись местные стивидоры и рыбодобытчики. По данным Росрыболовства, при общей емкости холодильников в портах Приморья в 69,15 тыс. тонн в начале сентября прошлого года в них хранилось 52,2 тыс. тонн рыбы, то есть загрузка емкостей была 75,5%. В октябре, в период сельдевой путины, их загрузка достигала уже более 90%. Глава Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин считает, что объемы перевалки в России нужно увеличить в два раза. "Потребности внутреннего рынка таковы, что сейчас нужно дополнительно поставлять в центральную часть страны 750-800 тыс. тонн рыбы, основной объем которой идет из Приморья",— говорит он.

 

Анна Зиброва, Владивосток; Олег Трутнев