Продвижение в стиле «сделай сам»
Почему маркетологи больше не нужны
Jody Miller/Flickr

Ситуацию в отечественной экономике позитивной не назовешь. Падение цены на нефть, ограничение доступа к западными финансовым рынкам, нестабильность валютных курсов вскрыли структурные проблемы, которые до этого долгое время удавалось игнорировать. Как обычно, в особенно жестоком положении оказался средний и малый бизнес (СМБ). Денег на развитие критично не хватает, возможности банковского кредитования перекрыты, обслуживание ранее взятых на развитие кредитов сильно затруднено. Наконец, поставщики веером поднимают цены, что вынуждает делать то же самое и малый бизнес. Высокие цены отпугивают еще больше клиентов — круг замкнулся.

 

Согласно масштабному исследованию, проведенному Aori (более 5000 предпринимателей из всех регионов страны и из различных отраслей), более 30% респондентов считают ситуацию критической для выживания своего бизнеса, еще около 50% указывают на серьёзное усложнение условий существования и вынужденную необходимость пересматривать планы на год. При этом лишь 6% представителей СМБ готовы полностью отказаться от рекламы. Тут нет противоречия — отказ от рекламы неизбежно ведёт к еще большему падению количества клиентов, что бизнесу явно не в плюс.

 

Очевидно, что в кризис выживает тот, кто работает максимально эффективно. Во многих сегментах и регионах процесс вымывания неэффективных игроков уже идёт полным ходом. Насущная проблема предпринимателя —повышение эффективности работы всех служб и подразделений, а в особенности — маркетинга. Необходимо расчетливо и достаточно оперативно оптимизировать бюджет, резать и отказываться от неэффективных каналов, переносить имеющиеся ресурсы в каналы эффективные. Более 45% представителей СМБ значительно пересмотрели свой бюджет, не сократив его, но перераспределив в пользу других каналов. На рынке СМБ ситуация значительно отличается от «большого бизнеса», где бюджет на онлайн и оффлайн продвижение в большинстве случаев разделён и между собой направления конкурируют мало. У типичного СМБ бюджет один, он совсем небольшой, а потратить его нужно максимально эффективным из имеющихся способов. В кризисное время приоритетными становятся не «рекламные каналы», а «каналы продаж». 56% респондентов в первом полугодии увеличили бюджет на онлайн-продвижение за счет урезания трат на традиционные каналы. Среди онлайн-каналов наибольший рост показывает контекстная реклама и это предсказуемо.

 

Перераспределение бюджетов открывает интересные возможности. На рынке существует множество различных решений по автоматизации маркетинга. Современные конструкторы сайтов позволяют буквально за 15-20 минут, даже не обладая навыками дизайна, верстки и программирования, создать собственный сайт — от незамысловатой визитки до относительно сложного интернет-магазина. Системы автоматизации рекламы в интернете позволяют получить первых посетителей на созданный сайт уже спустя полчаса. Таким образом, многие предприниматели получили возможность обойтись совсем без маркетологов. 

Читать далее