В мае, к сожалению, в экономической ситуации не случилось перелома к лучшему, хотя проблемы стали несколько менее острыми.
Российской экономике угрожает длительная стагнация
Станислав Красильников/ТАСС

Оперативные данные показывают, что в прошедшем месяце произошло снижение выработки электроэнергии (на 0,6%), на 3,2% упала погрузка грузов на железной дороге. Основной вклад в снижение перевозок внесла строительная отрасль - погрузка цемента упала на14%, строительных грузов - на 20%. Впрочем, оперативные данные РЖД дают некоторые основания для оптимизма: например, в мае заметно выросло производство металлургической продукции и сырья для нее.

 

Падение строительной активности в нынешних условиях не удивительно. Во время кризиса в первую очередь снижается инвестиционная активность бизнеса, не готового рисковать вложениями в неопределенной ситуации. Тому есть подтверждение: по майским данным Росстата среди предпринимателей, занятых в обрабатывающих производствах, 49% считают, что неопределенность экономической ситуации относится к числу основных факторов, сдерживающих развитие производства. Это вторая по значимости причина торможения после ограниченности спроса на продукцию отечественных предприятий, которую отметили 55% предпринимателей. Неуверенность и снижение вложений в развитие неизбежно сказываются на строительстве, которое в большой степени связано с инвестиционной деятельностью. Как и производство промышленного оборудования или грузовиков, например.

 

Так что падение объемов строительства в кризис - абсолютно естественное явление. В этой ситуации удивляет другое. Строительство, транспорт и торговля - это наиболее важные "неторгуемые" отрасли экономики, для которых не страшна иностранная конкуренция, от которой они естественным образом защищены. Поэтому стимулирование развития российской экономики для выхода из кризиса целесообразно осуществлять через один из таких защищенных секторов, а лучше - через все эти сегменты. Строительство (наряду с транспортом, например) относится к числу наиболее подходящих полей для оживления производства - не зря же президент Рузвельт во времена Великой депрессии стимулировал создание дорожной сети в США. Странно, что на сегодняшний день в России не сделано практически ничего серьезного для стимулирования строительной деятельности.

Читать далее