Структуры Уралвагонзавода хотят сохранить кредиты.
От Альфа-банка не уйти
Павел Лисицын / Коммерсантъ

Несмотря на громкие обещания НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ) прекратить отношения с Альфа-банком, с которым завод конфликтует из-за просрочки по кредиту, компания оказалась не готова пойти на такой шаг. Подконтрольный УВЗ "ЧТЗ-Уралтрак" пытается в суде оспорить требование банка досрочно погасить долг на более чем 8 млрд руб., апеллируя тем, что срок контракта заканчивается только в 2017 году. Юристы полагают, что у "ЧТЗ-Уралтрака" есть шанс выиграть дело, если суд сочтет, что просрочка незначительная.

 

ООО "Челябинский тракторный завод — Уралтрак" ("ЧТЗ-Уралтрак", дочернее предприятие УВЗ) 25 мая обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Альфа-банку. В "ЧТЗ-Уралтраке" заявили, что требуют "соблюдения условий договора, по которому кредит предоставлялся до 2017 года". Компания оспаривает требование банка досрочно погасить кредит, пояснил "Ъ" глава юридического управления "ЧТЗ-Уралтрака" Антон Роткин. По его словам, завод хотел бы вернуться к исполнению договора, в котором указаны 130 млн руб. штрафа за просрочку платежей и разрыв контракта, а просрочка допущена лишь по одному из шести соглашений с Альфа-банком.

 

Проблемные должники часто пытаются оспаривать условия кредитных договоров, но это делается и для того, чтобы выиграть время. Из крупных компаний в 2014-2015 годах так поступали в спорах с ВТБ концерн "Тракторные заводы" (принадлежал Михаилу Болотину, в 2010 году отошел за долги ВЭБу) и "Мечел" Игоря Зюзина. "Мечел", у которого ВТБ отсудил в апреле этого года свыше 50 млрд руб., безуспешно оспаривал процентные ставки по кредиту. А 25-26 мая дочерние компании "Мечела" подали иски к "Сбербанк Лизингу". В материалах "Мечела" указано, что в 2014 году компании просрочили лизинговые платежи, и в феврале 2015 года "Сбербанк Лизинг" уведомил компанию о расторжении договоров на 4,2 млрд руб., а в апреле потребовал в суде досрочно вернуть всю сумму и объекты лизинга.

 

УВЗ и "ЧТЗ-Уралтрак" конфликтуют с Альфа-банком с апреля, когда банк из-за просрочки подал два иска к должникам на 6 млрд руб. и $39,7 млн (вчера суд Москвы объединил их в одно производство). УВЗ заявлял, что уплатил 338 млн руб. просрочки, но банк добился ареста 523,5 млн руб. на счетах УВЗ. В ответ глава завода Олег Сиенко назвал действия банка шантажом, а 19 мая УВЗ заявил, что закроет все счета в банке и прекратит с ним работать. Источники "Ъ" тогда говорили, что УВЗ уже ведет переговоры с банками о рефинансировании кредитов Альфа-банка. По данным банка, задолженность УВЗ перед ним — 10,5 млрд руб. и $72,2 млн, просроченная — 3,4 млрд руб.

 

Но УВЗ и "ЧТЗ-Уралтрак" находятся в тяжелой финансовой ситуации. По оценкам, на начало года чистый долг УВЗ превышал 80 млрд руб. "ЧТЗ-Уралтрак" в начале 2015 года не выплачивал зарплату, а недавно перестал платить за газ. Но УВЗ хочет получить 60 млрд руб. госгарантий и 15 млрд руб. на реструктуризацию долгов "ЧТЗ-Уралтрака", решение ожидают до 1 июня.

 

Вчера в Альфа-банке не стали комментировать встречный иск "ЧТЗ-Уралтрака", но отметили, что по кредитному соглашению банк вправе требовать досрочного погашения при нарушении обязательств, в том числе при просрочке платежей. В банке добавили, что ведут переговоры с "ЧТЗ-Уралтраком" "по поиску взаимоприемлемого варианта урегулирования задолженности". Управляющий партнер коллегии адвокатов "Муранов, Черняков и партнеры" Дмитрий Черняков говорит, что суд может встать на сторону "ЧТЗ-Уралтрака" в споре с Альфа-банком, если установит, что просрочка незначительная и имущественные интересы банка не пострадали.

 

Юлия Галлямова, Анатолий Джумайло