Павел Черкашин, партнер Vestor.In Partners, — о том, что общего у венчура с самогонным аппаратом и почему в России первый работает гораздо хуже, чем второй.
Как государственная поддержка убивает венчурную экономику в России
slon.ru

Высокопоставленный сотрудник государственного института развития как-то сказал мне в частной беседе: «Мы все всё прекрасно понимаем, просто у нас план утвержден на пять лет вперед, и нужно выполнять ключевые показатели, чтобы получить бонус». Эта мысль объясняет все.

Происходящие на рынке инноваций процессы, по сути, не сложнее механизма работы самогонного аппарата. Превращение идеи в бизнес начинается в «чане с брагой». В этой смеси из безумных идей, жуликоватых консультантов и информационного шума постоянно что-то бродит и бурлит, подогреваемое текущими потребностями рынка и ожиданиями инвесторов. Здесь работают инкубаторы и акселераторы, проходят хакатоны, питч-сессии, семинары «как разбогатеть, продавая семинары о том, как разбогатеть». Человеку со стороны в этой браге разобраться очень сложно, но именно здесь бизнес-ангелы и посевные фонды вылавливают лучшие проекты, когда они только превращаются в легкие эфирные пары и стремятся вырваться наверх.

Дальше стартапные пары подхватывают венчурные фонды. Их задача как можно быстрее конденсировать пары в более устойчивые структуры и пропихнуть в змеевик охлаждения, где стартаперский ажиотаж остывает и под действием холодного экономического расчета превращается в капли крепкого бизнеса. На этом этапе к процессу подключаются корпоративные венчурные фонды, которые пытаются на ранних этапах найти наиболее ароматные и стратегически интересные новообразования.

Ближе к концу змеевика пасутся консультанты и инвестиционные банки, которые специализируются на слияниях и поглощениях. Их задача – слить чистый «первачок» в бутылки существующих корпораций, слишком неповоротливых и осторожных, чтобы рисковать лезть в чан с бурлящими инновациями. Крупный бизнес, в свою очередь, постоянно поддерживает огонь в котле, поднимая градус как успешными поглощениями, так и стратегическими установками (форсайтами), рассказывая стартапам, куда стоит бежать, а куда нет.

Читать далее